ВЛИЯНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ МЕДИТАЦИИ НА СТРЕСС, ДЕПРЕССИЮ И ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ:
5 февраля, 2023
РАНДОМИЗИРОВАННОЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Школа-интернат Беннингтона, штат Вирджиния, 2014 год

Стресс и выгорание на работе являются широко распространенными проблемами, потенциально влияющие на результат сотрудников и личное здоровье. Выгорание — синдром эмоционального истощения, негативного отношения к другим и неудовлетворенности своей работой. Оно связано с увеличением прогулов и текучестью кадров, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, а также снижением производительности труда. Выгорание, особенно утомление и другие психологические факторы стресса, влияют не только на производительность труда, но также на психическое и физическое здоровье.

В 2014 году группой учёных (Форфилд, США; Портланд, США) были опубликованы данные об исследовании, в котором изучалось влияние ТМ на выгорание у учителей.

Из 75 потенциально подходящих сотрудников, работающих в терапевтической школе-интернате для учащихся с проблемами поведения, 40 учителей и работников вспомогательного персонала вызвались принять участие в исследовании. Они были разделены на 2 группы: обученную ТМ группу (n = 20) и контрольную группу из списка ожидания (n = 20). В период с февраля 2010 г. по август 2010 г. проводилось обучение, измерения и наблюдения.

Исследование проводилось в школе Беннингтона в Норт-Беннингтоне, штат Вирджиния, в терапевтической школе для детей с поведенческими проблемами. Эта школа-интернат считалась отличным местом для реализации проекта, поскольку преподаватели в таком учреждении, учитывая учащихся, нуждающихся в более высоком уровне ухода, предположительно подвергаются особому риску стресса и выгорания. Кроме того, администрация школы Беннингтона оказала большую поддержку проекту.

Таблица 1
Демография и исходные данные.

Переменные Трансцендентальная Медитация (n = 20) Контрольная группа (n = 20)
Пол, % мужчины 50 45
Этническая принадлежность, % европейцы 100 95
Средний возраст, в годах 33.68 (8.31) 38.60 (10.90)
Шкала воспринимаемого стресса, среднее 38.90 (6.48) 36.70 (6.88)
Анкета EQ–5D–3L (депрессия), среднее 12.95 (3.64) 13.10 (3.74)
Опросник выгорания Маслач, среднее 37.60 (20.95) 37.50 (18.19)

Спустя 4 месяца ученые произвели замеры повторно и получили следующие результаты:

Таблица 2
Оценка изменений за четыре месяца по воспринимаемому стрессу, депрессии и выгоранию учителей.

Переменные Группа практикующих ТМ (n = 17) Контрольная группа (n = 19) P значение (значение вероятности) Величина эффекта
Шкала воспринимаемого стресса, средне −4.65 (5.94) 1.79 (4.63) < 0.001 0.94
Анкета EQ–5D–3L (депрессия), среднее −2.83 (2.96) −0.32 (3.87) 0.013 0.67
Опросник выгорания Маслач, среднее −5.61 (10.69) 1.58 (12.42) 0.018 0.40

По отдельным шкалам опросника выгорания Маслач наблюдалось значительное снижение эмоционального выгорания в группе ТМ (-2,73 ± 7,63) по сравнению с контрольной группой из списка ожидания (1,40 ± 5,33; F[1,32] = 4,60; p = 0,040). Также в группе ТМ было отмечено снижение показателей по депрессии и стрессу.

Соблюдение практики техники ТМ было высоким: 100% участников медитировали хотя бы раз в день. Из них 56% регулярно медитировали дома два раза в день.

Участники не сообщили ни о каких неожиданных серьезных нежелательных явлениях, связанных с исследованием.

Статья Charles Elder, MD, MPH, FACP, Sanford Nidich, EdD, Francis Moriarty, EdD, and Randi Nidich, EdD March 2014 The Permanente journal 18(1):19−23
DOI: 10.7812/TPP/13−102

https://www.thepermanentejournal.org/doi/10.7812/TPP/13−102